История железной дороги: как все начиналось

Δίολκος

Представить современную жизнь без железнодорожного транспорта невозможно. Часто именно железнодорожные пути являются приоритетными в организации перевозки полезных ископаемых, стройматериалов, агропродукции, животных и людей на большие расстояния. С их помощью можно транспортировать практически любые грузы. А знаете ли вы, когда были уложены первые железнодорожные рельсы, по которым начали курсировать вагоны? Известно ли вам, что у появления такого способа перемещения достаточно долгая история, берущая свое начало в далекие времена?

Прародители железнодорожных путей

В дорожном строительстве произошел большой прорыв, когда появился колесный транспорт. В Ассирии, Персии, а затем и Древнем Риме были построены сети дорожных путей. Уже в V веке до н.э. использовались нормы сооружения римских дорог. В связи с расширением завоеванных земель все больше назревала необходимость создания транспортных средств, способных перевозить тяжелые грузы на большие расстояния.

Первые мысли о создании рельсовой транспортировки появились давно. Например, в Древней Греции использовался Δίολκος – своеобразный каменный путь, по которому перемещали корабли волоком через Коринфский перешеек. Функцию направляющих выполняли глубокие желоба. В них располагались полозья, смазанные животным жиром.

Δίολκος

Более-менее похожими на современные железные дороги были деревянные рельсы, которые строились в шахтах Германии и соседствующих с нею регионах. По ним перемещались груженые вагонетки, а чтобы предотвратить из схождение с колеи, на колесах присутствовали реборды (гребни).

Известно, что на британских землях в XVI также использовались деревянные рельсы, по которым ездили вагонетки. А уже через два столетия столь недолговечный материал как дерево стали заменять более надежным вариантом – железом. И уже в тот период появились идеи о проектировании дорог не только для перевозки грузов, но пассажиров.

Открытие первой железной дороги

Торжественное открытие железнодорожных путей, предназначенных для общественного пользования, состоялось осенью 1825 года. Произошло это в Англии. Сам разработчик Джордж Стефенсон, управляя 33 вагонами (всего 12 из них были груженые углем и мукой, а в остальных размещалось около 600 пассажиров), проехал около 40 километров от Стоктона до Дарлингтона. Двигался локомотив на тепловозной тяге со скоростью 8 км/ч. Современному человеку такой темп покажется слишком медленным, а в то время это был настоящий прорыв.

Продажа материалов ВСП

VSP52.RU

Что касается России, то первая пассажирская железная дорога в стране появилась в 1937 году. Она была открыта в Санкт-Петербурге и соединяла город с Павловским и Царским Селом, за счет чего получила название Царскосельской.

Электрическая тяга, используемая для движения транспорта, была представлена в Берлине в 1879 году. Спроектированная и построенная Вернером Сименсом 300-метровая электрическая железная дорога являлась первой в своем роде. Это и стало новым поворотным этапом в развитии железнодорожного транспорта, без которого современная жизнь не была бы такой, к которой мы все привыкли.